Статьи

Синдром самозванца у эксперта или ментора

Почти каждый эксперт в той или иной степени болеет синдромом самозванца.

Недавно в Клубе менторов (Mentorclub.ru), где состоит более 60 опытных предпринимателей и менторов, мы затронули тему Синдрома самозванца (СС) — состояние, когда человек не верит в то, что заслужил собственный успех, считая любые свои достижения случайностью, и ставит под сомнение возможность делиться своим опытом, обесценивая себя.

В результате активной дискуссии и обмена опытом я сделал для себя три вывода, почему нужно изгонять из себя “самозванца” и как пользоваться им во благо:

1. Наш предыдущий опыт уникален

Все менторы (да и предприниматели в целом) обладают уникальным опытом, который невозможно повторить. Соревноваться между коллегами не имеет смысла, а сравнить менторов друг с другом очень сложно: каждый по-своему крут.

Эта уникальность опыта, сравнение себя с другими, заставляет думать, что ты недостаточно знаешь, не владеешь нужной информацией. Создаётся ощущение, что другие менторы, с иными возможностями, исходными позициями, отраслями — лучше, чем ты (ведь он столько знает по этому вопросу!).

2. Наш вектор развития уникален

Вектор развития каждого из нас также уникален. Сфера интересов часто лежит не только внутри отраслевого домена, но и в других плоскостях. Кто-то хочет развивается в разработке стратегии, другой оттачивает навыки привлечения инвестиций, третий стремится поучаствовать в слияниях и поглощениях компаний, кто-то “точит пилу” маркетинга.

Тут благодаря синдрому самозванца происходит посыл к развитию эксперта — стремление узнать больше, чтобы достигнуть более высокого уровня и быть более ценным партнером. То есть можно использовать “болезнь” как стимул, а не прятаться в нору.

3. Навык передачи знаний не менее важен, чем опыт

Навык передачи своих знаний и опыта — важный элемент развития ментора, как наставника и эксперта. Менти и партнёры должны усвоить информацию, повысить свою компетенцию, а для этого ментору нужно уметь грамотно формулировать свои мысли, не стесняться говорить и писать о своей деятельности.

Здесь снова вылезает “самозванец”: кто-то знает меньше, но лучше и грамотнее транслирует. В таком случае помогает “распаковка экспертизы”, когда с помощью стороннего специалиста вы вытаскиваете из себя лучшее, полезное для вашей аудитории, даже если вы не подозревали, что это имеет ценность. И после этого легче рассказывать именно то, где вы как рыба в воде.

Передача знаний (трансляция) — нарабатываемый навык, который может стать важным преимуществом даже по сравнению с более опытными экспертами. Например, эксперт знает лишь 50% от того, что знает другой, но может круто писать о своем опыте, понятным языком доносить ценность. Кого выберут потенциальные клиенты?

Выводы:

Если три вышеописанные грани (свой опыт, вектор развития и навык трансляции знаний) вы держите на контроле, то вы сможете дать своим менти/клиентам уникальную пользу, за которые они будут счастливы платить.

Эта конструкция подвижна во времени, поэтому синдром самозванца постоянно преследует эксперта по какой-то из граней. И это нормально!

Нужно просто понимать, что такая ситуация — это элемент личного развития, волна, с которой не нужно бороться, но которую нужно поймать и использовать!
Статьи